Теория цвета в дизайне и живописи дело чрезмерной важности. Для получения удачной работы необходимо учитывать особенности теории цвета и применять её законы с целью получения выгоды. Ниже будет изложен очень полезный материал для Вас, если Вы цифровой художник или занимаетесь графикой.
И так начнём
Научитесь контролировать, чтобы ваш рисунок выделялся среди остальных. Единственная вещь, что может быть более важной, чем теория цвета — объём рисунка. Но цвет — самое изученное явление в области рисования. Знание теории цвета и умелое использование её принципов позволит вам выделяться из общей массы.
Главные характеристики (особенности) цвета
Цвет, на самом дела, простое понятие, но для удобства, разобьём это понятии на четыре составляющих: оттенки, «вес», насыщенность и температура. Для вас не будет существовать никаких границ, если вы будете знать, как всё это работает.
Цветовых теорий просто огромное множество, но вам совершенно необязательно знать их все, что бы создать интересную палитру на вашем рисунке.
Ниже представлены теории, без которых сложно обойтись:
Одновременный контраст
Все цвета, даже чёрно-белые изменяют свой вид в зависимости от цвета, который их окружает. Существует несколько способов получить результат, которого вы хотите добиться.
Помните этот принцип, выбирая палитру своего рисунка. Если вы планируете использовать насыщенный цвет в качестве фона изображения, учитывайте его при составлении гаммы.
Посмотрите, как влияет окружающий цвет на серый оттенок. Посмотрите на центральную полоску примера: на нескольких примерах серый поглощает цвет фона. Используйте это.
На нижней полоске мы видим, как один и тот же цвет круга меняет его для наших глаз под влиянием фона.
Противоположные (взаимодополняемые цвета) цвета.
Обратимся к цветовому кругу — куда же без него компьютерному художнику?
При компьютерном рисовании главные цвета (треугольник в центре круга) не столь важны для определения противоположных цветов, а градиентное кольцо — пригодится. В нём взаимодополняемые цвета находятся напротив друг друга (зелёный — красный, синий — жёлтый…)
Эти сочетания цветов дадут вам максимальный контраст, какой только возможен — используйте их для привлечения внимания к определённой части картинки.
При смешении противоположных цветов, получается серый.
Симон Доменик на этой картинке использует противоположные цвета что бы привлечь внимание к птицам, находящимся напротив главной части композиции. нарисованной зелёным цветом.
«Вес» цвета
Цвета имеют «вес». Тут всё просто — чем темнее цвет, тем он тяжелее. Если объект нарисован тёмными цветами, то на рисунке он будет выглядеть массивным, тяжёлым. Чем светлее объект, тем он воздушнее. Соблюдайте баланс тёмных и светлых оттенков. С их помощью вы можете создавать уникальное «настроение» рисунка.
Филип Строуб, на иллюстрации выше, использует данную технику для выделения главных элементов от второстепенных и поддержания баланса композиции. Это отличный способ выделения определённого участка рисунка при ограниченном наборе цветов.
Будьте постоянными
Неважно когда вы составляете собственную палитру, при наброске или уже имея полностью проработанный чёрно-белый вариант. Когда вы составите палитру, не меняйте её. Идите до самого финала с ней.
Множественные изменения только испортят общую картину, а небольшие вариации, необходимы для улучшения вида.
Добавляйте цветом глубины
Эффективный способ добавить глубину рисунку, который уже достаточно хорошо проработан — тёплые и холодные цвета.
Правило заключается в следующем: тёплые цвета держите ближе к пользователю, холодные — на месте фона. Это потому, что объекты, нарисованные тёплыми цветами кажутся ближе оных, нарисованных холодными.
Этим же способом можно менять «настроение» рисунка, что мы и видим на иллюстрации Гари Тонга
Свет, тень и цвет
Свет и тень — то, что создаёт форму предмета, который вы рисуете. Очень важно и сразу расставить акценты света и тени, потому что в самом конце, когда вас переполняют чувства, вы добавите цвета и картинка «оживёт».
Вспомните всё о чём мы говорили ранее о добавлении глубины цветом, затем, обозначьте цвет источника света и света окружения.
Окружающий свет — всё, что окружает ваш объект.
Если это чистое голубое небо, то — это голубой цвет (из-за того, что купол неба находится над всей картинкой, то и этот цвет будет влиять на абсолютно все объекты рисунка, и, особенно, на тёмные участки). Именно поэтому синевато-фиолетовые тени или синевато-фиолетовый фоновый свет достаточно хорошо смотрятся на рисунках.
Обратите внимание на рисунок Иззи Медрано. Свет идёт слева, окружающий свет — голубой, оттенки синего цвета создают тени и блики на статуе.
Влияние окружения
Если вы поняли принцип предыдущего правила о цветах, окружающем цвете и их взаимодействии, то можете начинать думать о материалах из которых состоят поверхности объектов, как они отражают цвета.
Свет определит тени, которые тоже будут отличаться друг от друга.
На иллюстрации Левента Питефри мы видим отличное использование окружающего света для добавления глубины, теней для выделения освещённых частей композиции.
Мягкость светлых и ярких участков картинки создают ощущение освещённости воздуха.
Тот же самый эффект подойдёт для цветных и ярких поверхностей, от которых цвет отразится и создаст ореол вокруг них (не только осветит и подкрасит воздух, но и повлияет на рядом лежащие поверхности).
На рисунке Даниэля Куасцникца (а там, кто знает, как его фамилия правильно читается [надеюсь, он не обидится]) это отлично видно.
Области наибольшего внимания
Кроме контраста, для привлечения внимания зрителей можно цветами. Не надо рисовать самыми насыщенными цветами по всему холсту, но это не возбраняется для частей, к которым вы хотите привлечь внимание.
Использование контраста взаимозаменяемых цветов или насыщенность цветов могут быть использованы для привлечения зрителя к отдельным частям картинки.
Помните: очень сложно концетрироваться на рисунке с блёклыми цветами по всему холсту. Обязательно иметь на рисунке насыщенные цвета на некоторых (но только правильных) участках.
На рисунке Симона Доминика прослеживается эта техника для выделения главных героев и «смазывания фона» в глазах зрителя.
Так же необходимо помнить, что насыщенный цветами рисунок будет так же сложен в восприятии, как и блёклый.
Одноцветные поверхности
До тех пор, пока вы не хотите создать чистую незапятнанную поверхность, одноцветная плоскость создаст унылое настроение и абсолютно неважно насколько это яркий цвет.
Текстура — это решение проблемы, нанесите её кистями или добавьте шум. Эти простые манипуляции позволят вам «оживить рисунок», даже если шум не сильно отличается от основного цвета.
Отличные примеры использования техник
Противоположные цвета для областей наибольшего внимания
Отличный способ добавления глубины и привлечения внимания к некоторым областям рисунка — использование контраста на основе противоположных цветов.
Филип Строуб использовал для привлечения внимания к грибу красный насыщенный цвет, против зёлёного фона.
Тёплые и холодные цвета для создания глубины
Гари Тонг как использовать цвет что бы ваша картинка «кричала», если остальные просто «говорят». Посмотрите как переход тёплых цветов на переднем плане к холодным на заднем, создаёт эффект глубины. Но не надо забывать и про отличную перспективу на рисунке.
Влияние фона на цвета
Посмотрите на прекрасную атмосферу. Золотые цвета пронизывают рисунок целиком. Если же какой-нибудь контрастный цвет перебьёт золотой, то нарушит удивительный баланс созданного художником настроение. Так же необходимо обратить внимание на «вес» цветов. Тёмные, более тяжёлые, переходят в светлые и лёгкие, точно так же, по удалении от переднего плана к заднему объекты выглядят легче.
Работа с изображением «по шагам»
Шаг 1. Базовый объём
Как уже было написано выше, хорошая база — необходимое условие великолепного изображения. Неважно какие цвета применены после. Плохой объём испортит впечатление от картинки раз и навсегда. Если работа в оттенках серого смотрится так же хорошо, как и в цвете, то можно вас поздравить.
Шаг 2. Базовые цвета
Это очень простая композиция, но не смотря на это, в рисунке просматривается глубина. Опять же тёплые цвета на переднем плане, холодные — на заднем.
Платье женщины, её кожа, ближайшие щупальца нарисованы тёплыми цветами чтобы они казались ближе к зрителю.
Шаг 3. «Финальный прогон»
Контраст вокруг головы создан для того, что бы привлечь внимание зрителя.
Оттенки на голове, платье, ближних щупальцах связывают их с фоном. Взгляните как отражает цвет платье и руки (холодные от фона и тёплые от переднего).
Автор: Henning Ludvigsen
Deburger
не подскажешь кто автор последней иллюстрации?
Deburger
ха, ссылку не увидел ))) сори )