В одном из моих прошлых учебных рисовалок шаров на предмет рефлексов, теней, светотеней Даша дала в комментариях мне очень важный и дельный совет, который я постарался усвоить.
Тень — отсутствие света, а не темное пятно.
На примере следующего этапа рисования шарика на поверхности, освещённого лампой, хочу показать подлинное лицо тени.
В данной сцене 2 источника освещения на финальной картинке – это:
- Диффузное освещение. Светит не сильно отовсюду сверху. В повседневности хороший пример – это голубое небо или серое. Если зайти в тень то вас всё равно будет видно, хоть Солнце не попадает на вас – это диффузное освещение. В данной сцене позволяет осветить нашу розовую плоскость. и более тёмный шарик.
- Точечное освещение. Часто это Солнце в пейзажных работах. Лампа/свеча в натюрмортах.
Ниже я изобразил шарик и снизу немного прорисовал рефлекс от яркой поверхности. Степень яркости рефлекса зависит от матовости материала, у меня не очень то и глянцевый получился. Далее, я всё же нарисовал тень под шариком. Это тень от диффузного освещения сцены. До области под шариком доходит меньше лучей чем по всей остальной плоскости, поэтому область под шариком темнее.
Часто из-за отсутствия подлинного понимания работы тени художники грешат и изображают её просто тёмным-тёмным пятном. Я сам раньше страдал таким грехом 🙂 Ниже приведена иллюстрация того как не следует работать с тенью, просто подрисовывая её снизу к объекту, тем самым приземляя его. Да это создаёт эффект крепления, приземления, но гораздо менее выигрышный, нежели более реалистичное изображение тени.
В рамках финального этапа добавил точечный источник освещения и отразил его влияние на все элементы сцены. Большая часть плоскости подсветилась жёлтым. На шарике появился блик, а область за шариком не претерпела никаких изменений.
Так и получилось, что тень образовалась после того, как стало очевидно отсутсвие влияния источника света на область за шариком.
Я думаю, необязательно работать над сценой так поэтапно, это не так интересно. Просто нужно понимать принцип работы света, тени.
Посидел ещё над рефлексами на шаре и светотенями:
Художник работает глазами, а не кистью, так же как и музыканту необходимо больше работать ушами нежели руками, чтобы получилось действительно красиво. Так что понимание того, что мы рисуем именно свет, его законов поведения в жизни и в сцене очень продуктивно сказываются на реалистичности работы.
Чем более внимательно подходит к трассировке лучей в сцене, тем более реалистично получится.
Надеюсь, подобный урок получился информативным и понятным, а главное, полезным Вам. Успехов в творчестве!)
Так же я часто наношу свет отдельным слоём с каким-нибудь освещяющим режимом смешивания. например Overlay (перекрытие), Замена светлым (не знаю как по-английски) ну или какой больше нравится, я обычно пролистываю и выбираю, радующий глаз)
Вау, век живи — век учись! Спасибо за информацию, в следующей же работе претворю в дело!
Macroart
Добрый день. Простите пожалуйста, а что такое блик в данном изображении и в каком он отношении с источником света?
Если не сложно, изобразите сцену в виде сверху с указанием нахождения зрителя.
Отпишитесь, даже если сами поймете в процессе о чем я.