Правильное рисование теней под объектами в сцене

Рисуем тень, а точнее не рисуем свет

В одном из моих прошлых учебных рисовалок шаров на предмет рефлексов, теней, светотеней Даша дала в комментариях мне очень важный и дельный совет, который я постарался усвоить.

Тень — отсутствие света, а не темное пятно.

На примере следующего этапа рисования шарика на поверхности, освещённого лампой, хочу показать подлинное лицо тени.

В данной сцене 2 источника освещения на финальной картинке — это:

  1. Диффузное освещение. Светит не сильно отовсюду сверху. В повседневности хороший пример — это голубое небо или серое. Если зайти в тень то вас всё равно будет видно, хоть Солнце не попадает на вас — это диффузное освещение. В данной сцене позволяет осветить нашу розовую плоскость. и более тёмный шарик.
  2. Точечное освещение. Часто это Солнце в пейзажных работах. Лампа/свеча в натюрмортах.

Поверхность для рисования объекта

Ниже я изобразил шарик и снизу немного прорисовал рефлекс от яркой поверхности. Степень яркости рефлекса зависит от матовости материала, у меня не очень то и глянцевый получился. Далее, я всё же нарисовал тень под шариком. Это тень от диффузного освещения сцены. До области под шариком доходит меньше лучей чем по всей остальной плоскости, поэтому область под шариком темнее.

Шарик и поверхность освещённые дифузным освещением

Часто из-за отсутствия подлинного понимания работы тени художники грешат и изображают её просто тёмным-тёмным пятном. Я сам раньше страдал таким грехом 🙂 Ниже приведена иллюстрация того как не следует работать с тенью, просто подрисовывая её снизу к объекту, тем самым приземляя его. Да это создаёт эффект крепления, приземления, но гораздо менее выигрышный, нежели более реалистичное изображение тени.

Как не нужно рисовать

В рамках финального этапа добавил точечный источник освещения и отразил его влияние на все элементы сцены. Большая часть плоскости подсветилась жёлтым. На шарике появился блик, а область за шариком не претерпела никаких изменений.

Так и получилось, что тень образовалась после того, как стало очевидно отсутсвие влияния источника света на область за шариком.

Сцена под освещением дифузного освещения и точечного жёлтого

Я думаю, необязательно работать над сценой так поэтапно, это не так интересно. Просто нужно понимать принцип работы света, тени.

Посидел ещё над рефлексами на шаре и светотенями:

Художник работает глазами, а не кистью, так же как и музыканту необходимо больше работать ушами нежели руками, чтобы получилось действительно красиво. Так что понимание того, что мы рисуем именно свет, его законов поведения в жизни и в сцене очень продуктивно сказываются на реалистичности работы.

Чем более внимательно подходит к трассировке лучей в сцене, тем более реалистично получится.

Надеюсь, подобный урок получился информативным и понятным, а главное, полезным Вам. Успехов в творчестве!)




Комментарии (2)

  1. Macroart

    Так же я часто наношу свет отдельным слоём с каким-нибудь освещяющим режимом смешивания. например Overlay (перекрытие), Замена светлым (не знаю как по-английски) ну или какой больше нравится, я обычно пролистываю и выбираю, радующий глаз)

  2. No

    Вау, век живи — век учись! Спасибо за информацию, в следующей же работе претворю в дело!

Оставить комментарий